суббота, 13 декабря 2014 г.

РОЛЬ ОПИСАННОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФОНА ЭПОХИ

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению.
В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:


"Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна..."


Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

"Взбивают кудри ей по моде..."


Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

"А сам в халате ел и пил..."


Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

"В очках, в изорванном кафтане,
С чулком в руке, седой калмык..."

"Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке..."

"С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке..."

Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по вещным деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Так, читая о чепце княжны Елены, можно сделать вывод, что ее молодость, вернее, примерно 25-летний возраст, приходится на самый конец XVIII века, так как именно в это время в моду вошли разнообразные чепцы.
Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

1 комментарий:

  1. Полина! Одежда как фон эпохи... Эта мысль хорошо раскрыта. А вот как описание одежды в романе свидетельствует о чертах характера, интересах, взглядах - примеров нет. может, попробуешь найти?

    ОтветитьУдалить